«Мне рожать еще рано, пока я еще молодая, вот лет через восемь-десять…», — сегодня такую фразу можно услышать от многих замужних женщин лет тридцати.
Почему женщины сознательно отодвигают материнство? Почему не срабатывает материнский инстинкт? И есть ли в таком откладывании риск с точки зрения здоровья? Отвечают священник, психолог и акушер-гинеколог.
Растягивание детства
Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии:
Ответить на этот вопрос я могу, исходя из моего пастырского и консультативного опыта.
Прежде всего, как антрополог, хочу заметить, что никакого материнского инстинкта не существует. Это обычный литературный миф, игра словами. Более того, ничего инстинктивного в поведении человека нет. Человек рождается с определенными безусловными рефлексами, потом вырабатываются условные рефлексы, но никаких инстинктов у человека не существует. Инстинкт — это «записанная» в геноме программа, такой программы у человеческого младенца нет. А вот то, что вырабатывается позже — это семейно-родовые и культурные навыки. Если бы существовал материнский инстинкт, было бы такое количество абортов?
Опыт говорит о том, что у молодых женщин сегодня очень высока ценность профессиональной самореализации. Женщины хотят как можно больше успеть до той поры, когда они будут вынуждены надолго оставить свою профессию, свое призвание, карьеру и полностью посвятить себя ребенку.
Второе — и в самом обществе, и в цивилизации в целом, происходят такие события, которые отдаляют тот момент, когда женщина становится психологически готовой стать матерью. Возрастает требовательность к материнству, к браку в целом. То есть сейчас для того, чтобы женщина вышла замуж, семья и общество ждет от нее, что она будет состоявшейся (в том числе материально), образованной, достигшей какого-то социального положения.
Еще одна цивилизационная специфика — растягивание детства. Мы знаем по русской истории, что раньше в 12–13 лет девушек выдавали замуж, а юноши женились. С развитием цивилизации этот срок отдаляется, отдаляется. Чем дальше, тем позднее наступает совершеннолетие. 18-летие — условное совершеннолетие. В Америке, например, человек официально становится совершеннолетним в 21 год.
Школьник, получивший в 17–18 лет аттестат зрелости, рассматривается современным обществом как ребенок. Потом он поступает в институт, и институт — это, по сути дела, продолжение детства. И отношение к семнадцатилетнему человеку со стороны семьи, окружающих, да и его отношение к самому к себе — как к ребенку. Естественно, пока девушка не окончит институт, она не чувствует себя готовой вступить в брак и стать матерью.
Существуют и субъективные факторы, почему женщины откладывают материнство. Один из них — субъективный негативный семейный опыт жизни с семьей родителей. Такого опыта очень много у современных девушек. А именно: алкоголизм родителей или одного из них и, соответственно, насилие; развод родителей, слишком плохие отношения родителей между собой. Понятно, что девушка, выросшая в такой семье, будет смотреть на брак как на источник скандалов, личного горя, постоянной неустроенности и нестабильности и не будет стремиться ни к браку, ни к материнству.
Еще один субъективный фактор — психологическая, личностная незрелость матери, которая не смогла показать дочери собственное счастье в материнстве и в супружестве.
Ну, и конечно стоит говорить о личной жизни девушки, которая проходит в школе, во дворе, в компании, о том негативном опыте, который можно получить там.
Все это в совокупности и дает описанную тенденцию: нередко женщины стараются отдалить рождения ребенка или вовсе отказываются от материнства.
С рациональной точки зрения, ребенок — это очень невыгодно
Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, ведущая цикла интернет-семинаров по семейной психологии «Ребенок выходит в мир»:
Такое явление у нас есть, но оно еще не так выражено, как в Европе и в Америке, где репродуктивный возраст очень сместился в сторону взросления. В Испании женщина, впервые родившая в сорок лет — молодая мама. Рождение ребенка женщиной в раннем возрасте воспринимается уже как некое нарушение социальной нормы. Это связано с объективной ситуацией, например, с тем, что для выплаты той же ипотеки нужно работать обоим супругам.
Повышение возраста рождение первого ребенка — демографическая данность, причем не только сегодняшняя: уже поколение бабушек рожало поздно.
Эти европейские тенденции доходят и до нас. К нам модель рождения ребенка в позднем возрасте перекочевала с особым восприятием жизни: «Бери от жизни все», «Успей реализовать себя». Причем, как это нередко бывает, мы перенимаем все в гипертрофированной форме.
На современную женщину очень влияет мнение, что сначала нужно все успеть, построить карьеру, пожить для себя, и только потом можно уже рожать ребенка.
Но если в других странах при имеющемся уровне медицины, климате, питании такое отодвигание рождения первого ребенка может быть в какой-то степени и оправданно, то у нас с этим сложнее. Сорокалетняя американка выглядит иначе, чем российская ровесница даже из среднеобеспеченного слоя. И в первую очередь здесь играют роль климатические причины.
Очень часто не рожают одинокие женщины, и это понятно. Не решаются на рождение ребенка женщины, живущие в гражданском браке, и это тоже можно понять.
Но при этом не рожают женщины, которые находятся в надежном браке. У социологов даже появился термин «супружеская семья», где роль ребенка может занимать один из супругов, домашнее животное или хобби.
Обстоятельства современной жизни поменяли и ценности семьи. В городской семье дети как будущие работники (как это было раньше) не нужны. Наоборот, ребенок воспринимается как инвестиционный проект, в который нужно вкладывать и вкладывать.
Как правило, так воспринимают ситуацию люди, для которых вера занимает, по крайней мере, периферийное место. Для них рождение ребенка — не венец брака, лучшее творение, а, повторяю, инвестиционный проект. Прежде чем начать реализовывать его, стоит очень и очень подумать. Ведь люди, прежде чем, например, взять ипотеку, должны все взвесить: смогут ли они платить двадцать лет, хватит ли средств. С ребенком при таком взгляде получается то же самое.
Таким мышлением нередко обладают чаще именно офисные работники.
Родить ребенка — уйти с рынка красоты
Ситуация с откладыванием рождения ребенка — следствие капитализма, демографической и общесемейной политики. В России женщина, родив ребенка, сразу выпадает из слоя социально застрахованных, сразу понижается уровень жизни в семье, повышается иждивенческая нагрузка. Пособия, которое выплачивается на ребенка, на жизнь не хватает.
Сразу возникает модель однокарьерной семьи, где работает один мужчина (если он есть). А это — особый путь, к которому готовы не все. Здесь возникает очень большая нагрузка на одного работающего.
Еще одна причина: не рожают люди, которые бережно относятся к своему телу, считая, что после родов, кормления, женщина может потерять свои привлекательные качества, а значит, уйти с рынка красоты. У нас нет идеала красоты зрелой женщины. На Западе, кстати, есть линейка полных моделей, у нас же эталоном продолжают оставаться женщины — девочки.
Некоторые женщины (далеко не все) не решаются на рождение ребенка, потому что не уверены в мужчине, который рядом. То есть люди вместе, но не для того, чтобы вместе прожить всю жизнь, до старости. Такие браки, как правило, временные. Но, кстати, бывает, что если женщина хочет ребенка, она решается на его рождение.
Материнский инстинкт
Материнский инстинкт, безусловно, существует, просто он может быть приглушен. Если женщина в 20–25 лет не рожает, после 28–30 лет материнский инстинкт может начать притухать, а после 35 в нашем климате может почти исчезнуть. Утверждение, что чем больше женщине лет, тем она больше хочет ребенка, неверно.
Можно провести аналогию с детьми-«маугли», которые в то время, когда их сверстники учились говорить, жили вне человеческого общества. Потом их уже было очень сложно научить говорить: прошло время сенситивного (чувствительного) периода обучения. Так и с материнским инстинктом — если вовремя ребенок не родился, женщина начинает отстраненно смотреть на других женщин с детьми. То есть, если сначала женщина, глядя на мам с детьми, понимает, что тоже очень хочет ребенка, и — не разрешает себе хотеть (не зря же существует фраза «она не могла себе позволить ребенка»), то потом просто перестает хотеть.
Действительно, если пользоваться только рациональными соображениями, ребенок — это очень невыгодно и энергозатратно. А все представления, что ребенок дарит необыкновенные чувства, невероятную радость, — не работают, потому, что материнский инстинкт отключается.
Женщина, которая откладывает рождение ребенка или отказывается от него, скорее всего, будет чем-то замещать пустоту, какие-то другие ценности встанут на место материнства. Каждая — по-своему. Кто-то будет очень бережно относиться, к себе, кто-то — к своей квартире, собаке, хобби, к своей карьере. То есть стремление взращивать и лелеять может перейти на комнатные растения и питомцев.
Может быть, такая женщина будет ходить помогать волонтерам — в больницы, детские дома. Чаще так происходит в ситуациях, когда отношения с мужем не сложились и по этой причине она не решается на рождение ребенка, а потребность заботиться — остается.
Поздняя беременность по собственному выбору
Поздняя первая беременность чаще оказывается не такой физиологичной, как беременность в более раннем возрасте. И родителям в сорок лет гораздо сложнее восстановиться, чем в двадцать, по многим показателям. Так, психологи считают, что если браку больше, чем три года, и у супругов рождается ребенок — это фактор риска для брака. И у меня немало случаев консультирования семей, в которых поздно родился ребенок, и после этого возникли проблемы между супругами.
Если женщина сознательно надолго откладывает рождение ребенка, у нее при его появлении на свет может просто не включиться материнский инстинкт.
Еще одна опасность такого позднего откладывания — повышенная тревожность, постоянный страх за ребенка. Тем более, такой ребенок часто оказывается единственным. Люди, которые откладывают рождение ребенка сознательно, имеют порой и сложную беременность, и непростые первые годы жизни ребенка. Этих детей торопят взрослеть: тут сказывается и возраст родителей, и много упований и надежд, связанных с ребенком.
Еще один момент — сложившийся за прошедшие годы образ жизни, маленькие привычки, от которых уже трудно отказаться (кофе с книгой по утрам, вечерний поход в спортзал), затруднят приятие ребенка.
Не обязательно, что все это произойдет с каждой поздно рожающей первого ребенка женщиной: я знаю чудесных мам, которые родили в сорок лет. Но, как правило, они рожали поздно не потому, что откладывали, а потому что не получалось или были не замужем.
Но, повторяю, может первая поздняя беременность может быть идеальной в том числе и психологически, как и дальнейшая жизнь с ребенком. Как бывают непростыми ранние беременности и сложности с детьми, рожденными рано.
Но все-таки мы говорим не о частностях, а об общей тенденции.
Как растрачиваются сокровища
Галина Злобина, акушер-гинеколог, врач высшей категории:
Каждой девочке от рождения дается определенный запас фолликулов в яичниках. Можно сказать, что это — ее сокровище на всю жизнь. И этот запас фолликулов, который позволяет рождаться яйцеклетке, у каждой женщины свой.
Чем дольше она откладывает беременность, рождение ребенка, тем больше истощается этот запас. Одно дело, если женщине дано три миллиона фолликулов, она может долго тратить его, а кому-то дается два миллиона, кому-то — один миллион, а кому-то вообще — сто тысяч. В зависимости от этого запаса и перспектива у каждой женщины забеременеть и родить ребенка — разная. Кто-то сможет за жизнь родить и пятнадцать детей, а у кого-то — один-два ребенка.
И если женщина надолго откладывает рождение детей, а у нее не такой уж большой запас фолликулов, то у нее в принципе резко снижаются шансы стать матерью.
Женщина, которая откладывает рождение ребенка, например, из-за карьеры, может откладывать и вступление в брак. Различные половые отношения до брака — высокий риск развития инфекционных заболеваний. Их наличие увеличивает риск неразвивающихся беременностей и бесплодия.
С возрастом вообще, как известно, человек здоровее не становится, особенно живущий в современных ритмах, в современной экологической ситуации. Накапливается «букет» гинекологических и других заболеваний, в том числе — сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Все они тоже усложняют возможность забеременеть, а затем — выносить ребенка.
Бывает, что женщины откладывают, объясняя возможные риски, что сейчас можно воспользоваться новыми технологиями, такими, как эсктракорпоральное оплодотворение. Даже если не брать духовных аспектов этой процедуры, она очень непроста. Не только в технологическом смысле: эта методика предъявляет очень высокие требования к здоровью женщины. Там применяется очень сильная гормональная стимуляция яичников, что чревато многочисленными осложнениями не только на момент совершения процедуры, но имеет и отдаленные последствия. Это сказывается на состоянии сосудов, всей гормональной системы…
Матка у женщины предназначена для того, чтобы вынашивать и рожать ребенка. Чем дальше женщина отодвигает период наступления беременности, тем больше риск возникновения различных заболеваний матки, таких как миома, эндометриоз. И когда женщина, наконец, решается забеременеть и родить, она не может этого сделать в том числе из-за таких заболеваний. Для того чтобы забеременеть, ей приходится лечиться, порой в том числе — оперативно.
Все это приводит к тому, что через естественные родовые пути женщины в этом возрасте практически не рожают. Если женщине удается забеременеть, выносить ребенка, то роды, как правило — через кесарево сечение…
А ведь именно естественные роды, как правило, освобождают женщину от дальнейшей послеродовой депрессии. Оперативные роды, напротив, способствуют ее возникновению.
И у женщин, которые отодвигают свою беременность на будущее, послеродовая депрессия — более распространенное явление. Особенно тяжелой бывает депрессия у женщин, которые забеременели через ЭКО.
Конечно, нельзя говорить, что это случается у всех подряд, но процент послеродовой депрессии именно выше у первородящих женщин старше 35 лет, прошедших через оперативные роды.
Кроме того, многие современные женщины имеют в анамнезе аборты. А аборты, которые предшествовали беременности, могут являться не только причиной бесплодия, но и осложнять последующие роды, если все-таки женщине удалось забеременеть и выносить ребенка.
Возникают такие моменты, как дискоординация родовой деятельности — неправильные схватки, которые не способствуют раскрытию шейки матки (рецепторный и мышечный аппарат шейки матки страдает во время аборта), что приводит к кесаревому сечению, а также может являться причиной травматизации родовых путей, разрыву шейки матки.
Поздняя первая беременность — это, как правило, непросто. Женщина часто сталкивается с угрозой прерывания беременности, что требует применения лекарственных средств уже в первые недели беременности. Причем тенденция сейчас такая, что приходится назначать много лекарственных средств для сохранения беременности. Отдаленные последствия приема этих препаратов трудно просчитать, понять, как воздействуют те или иные лекарства на развития плода на ранних стадиях развития и как скажется в дальнейшем на здоровье ребенка.
Подготовила Оксана Головко