Кому мы молимся в наших нуждах.
В душевных недугах или в погибели души:
КОГДА НЕВЕРИЕ БЕСПОКОИТ ДУШУ. Апостолу Фоме (6 октября). Фома сам прошел это тяжелое для духа состояние. Евангелие на молебне следует от Иоанна (гл. 20, ст. 24-29). При. Павлу Препростому (4 октября). Павел известен простотою своей веры и сердца.
В УНЫНИИ.
Св. Тихону Задонскому (13 августа). Тихон также сам долго и сильно боролся с этим душевным недугом.
В ОТЧАЯНИИ.
Святителю Иоанну Златоустому (13 ноября). Самым любимым предметом св. Златоуста в служении слову Божию (Деян. 6, 4) была речь надеяться на милосердие Господа, таким образом, и любимою его молитвою у престола Божия полагаем молитву за тех, которые, дойдя до отчаяния, обращаются к его посредничеству пред Богом. Прп. Афанасию Афонскому. Афанасий совершил в своей жизни множество чудес, сострадая страждущим. Но между его чудесными благодеяниями особенно замечательна скорая помощь отчаявшимся. Так, например, он тотчас успокоил дух одного человека, у которого уже готова была петля, чтоб задавиться (и этот человек принес к нему петлю). Двое других отчаянных в разные времена и разными орудиями решились было по дьявольской ненависти к нему лишить жизни его самого. Но он помиловал и исправил этих убийц.
В СТРАСТИИ ГНЕВА.
Прп. Ефрему Сирину (28 января). Ефрем от природы был также характера вспыльчивого, но после продолжительной борьбы с собой усвоил себе, с Божиею помощью, дар совершенного незлобия.
ПРОТИВ ГОРДОСТИ.
Прп. Сергию Радонежскому (25 сентября) и Алексию, человеку Божию (17 марта). Основанием для молитвы этим святым на сей раз полагаем глубокое их смирение и духовную нищету.
ПРОТИВ СРЕБРОЛЮБИЯ.
Прп. Феодору. Пристрастился было Феодор к найденному серебру, но раскаялся и направился. И смерть мученическую он встретил от сребролюбивого же человека.
В СТРАСТИ ПЬЯНСТВА И ЗАПОЯ.
Мученику Вонифатию (19 декабря) и прп. Моисею Мурину (28 августа); оба они также погибали от страсти пьянства, но обратились и удостоились мученической кончины.
В ОПАСЕНИИ ПОСТОРОННЕГО НАСИЛИЯ СВОЕЙ ДЕВСТВЕННОСТИ ИЛИ СУПРУЖЕСКОГО ЦЕЛОМУДРИЯ.
Прп. Моисею Угрину (26 июля). Он вынес искушение Иосифово. Искушение продолжалось для него долго (шесть лет), обнаруживалось со стороны бесстыдной госпожи его сначала ласками и обольстительными обещаниями, а потом пытками. Госпожа и сажала его в яму, и морила голодом, и секла розгами. Иоанну Многострадальном
Когда последняя была отведена в дом разврата, первый дал ей мужскую одежду и тем сохранил ее от потери целомудрия. За то оба они были замучены. Мученицам Виринее, Проскудии и матери их Домнине. Домнина, чтоб сохранить своих дочерей от блудного насилия со стороны пьяных воинов, которые вели их на суд к мучителям за веру, на верную смерть, чтоб дети ее предстали Христу девами, предприняла вот что: она уклонилась от воинов во время обеда их и с дочерьми, которым не давала слабеть духом и которых крепко держала за руки, вошла в реку, как в добровольную могилу. Река и поглотила их всех. Мученице Фомаиде (13 апреля). Фомаида также решилась лучше умереть, чем нарушить супружескую верность. Что благодатная помощь этой святой к сохранению целомудрия верна, доказывает совет одного также святого по жизни человека другому молиться у ее гроба на сей раз. Да и многие получали от нее ту же помощь.
В БОРЬБЕ С ПЛОТСКОЙ СТРАСТИЮ.
В ОСОБЕННОМ БЕСОВСКОМ НАПАДЕНИИ НА ПЛОТЬ.
В БЛУДНОМ СНОВИДЕНИИ И В ОСКВЕРНЕНИИ.
В БЕСНОВАНИИ.
В ожидаемых и неожидаемых опасностях для жизни:
НА ВОДЕ.
КОГДА ЗАТЕРЯЛАСЬ ДОРОГА ИЛИ НАПАЛИ ГРАБИТЕЛИ.
В УДАВЛЕНИИ КОСТЬЮ.
ЧТОБ НЕ УМЕРЕТЬ БЕЗ ИСПОВЕДИ И СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ.
ЧТОБ БОЛЬНОЙ, КОТОРОМУ НЕТ НАДЕЖДЫ ВЫЗДОРОВЕТЬ И КОТОРЫЙ МУЧИТСЯ САМ И В ТЯГОСТЬ ДРУГИМ, СКОРЕЕ СКОНЧАЛСЯ.
ПРОТИВ ВРЕДА СО СТОРОНЫ ИМЕНУЕМЫХ ВОЛШЕБНИКАМИ.
В ТЕМНИЧНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ ЗА ВИНУ И БЕЗ ВИНЫ.
В ВИДУ СМЕРТИ НА ВОЙНЕ.
В ПЛЕНУ У ВРАГОВ.
В житейских нуждах:
ПРИ ВХОДЕ В НОВЫЙ ДОМ.
В ПИТЕЙНЫХ ДОМАХ,
ПРИ ОТКРЫТИИ РАБОТ В КАКОЙ-ЛИБО ФАБРИКЕ, или мастерской или же в работах уличных, например, плотничной и др. Апостолу Павлу. Хоть Павел, как проповедник Евангелия, пользовался правом от Евангелия жити (I Кор. 9, 14), однако же у солунян, между которыми были тунеядцы, ни днем, ни ночью не оставался без дела (2 Сол. 3, 8). Святителю Василию Великому. В своей Литургии святитель молится о тех, которые несут труды "и в горах, и в рудах... и в пропастях земных, и в горных работах". Да и сам он до служения священнического столько работал, обтесывая, например, камни, что долго оставались на руках его мозоли. На молебне для рабочих, как всегда, многолюдном, может быть и чтение Апостола, именно 2 Сол. 3, 7-12. А Евангелием прилично быть притче о работниках в винограде Мф. 20, 1-16.
ОБ УСПЕХАХ В РЫБОЛОВСТВЕ.
В ТОРГОВЛЕ.
ОТ ПОЖАРА. Божмей Матери в честь ее иконы, называемой "Неопалимая Купина". "Купиной Неопалимой" Божия Матерь называется не в смысле обыкновенной несгораемости в огне, но то такому сравнению: "якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси" (Догматик, гл. 2). Однако в столь страшной беде, как угрожающий или уж начавшийся пожар, не может быть сильнее помощи, как от Божией Матери. В одном из акафистов Царице Небесной читается: "радуйся, от запаления огненного росою молитв избавляющая, радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая". (Покр. ик. 9).
Никите, епископу Новгородскому (31 января). Одною молитвою своею Никита потушил в Новгороде пожар. Прп. Спиридону, просфорнику (31 октября). Во время пожара в монастырской кухне Спиридон взял воды в свою тонкую мантию. И что же? И вода не вылилась из мантии, и достаточно ее оказалось для потушения пожара. На всяком же молебне против опасности и в беде со стороны огня Евангельским чтением должно быть из 12 гл. от Луки ст. 49-69. На сей раз самым близким применением может быть "молебное пение во время губительного поветрия" (смотри книгу молебных пений). Хотя Евангелие следует читать то, на которое мы указали. Где говорится об избавлении от болезней, там требуется говорить: "... от запаления огненнаго". Запевы же святым будут тогда в середине молебна.
В БЕЗДОЖДИИ ИЛИ ЗАСУХЕ.
ОТ БОЛЕЗНИ НА СКОТ и вообще О БЛАГОСОСТОЯНИИ СКОТА.
Если, наконец, скотом будут целые стада, на которые могут нападать в поле хищные звери, то великомученику Георгию (23 апреля). Георгий - известный покровитель пастухов и стада. И па иконах он поражает чудовищного змия. Еще в последнем случае прилична молитва преп. Иулиану столпнику. Иулиан велел хищному льву удалиться из страны, где многие страдали от зверя, и зверь повиновался.
ЧТОБ ОТЫСКАТЬ УКРАДЕННОЕ.
В болезнях:
В ГОЛОВНОЙ.
В ГЛАЗНОЙ. Божией Матери в честь ее иконы Казанской (Четьи-Минен, 8 июля). Основание молиться находим в обстоятельствах явления этой иконы. Первыми чудесами от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться пред этой иконою в глазных болезнях. Мученику Лонгину Сотнику (16 октября). Это тот самый сотник, который находился на страже у креста Спасителя. Есть предание, что он был и во время прободения воином ребр Христовых, что капля крови из прободенного ребра попала на его больные глаза, и он исцелел. Кроме того, первым чудом от его главы, усеченной мечом, было прозрение ослепшей женщины. К этой женщине он сам явился, внушая ей вырыть из земли его главу и обещая ей прозрение. Никите, епископу Новгородскому (31 января). Замечательная особенность в чудесах Никиты, что от него получают помощь преимущественно слепые или люди с поврежденным зрением.
Симеону Праведному, чудотворцу Верхотурскому (в Пермской губернии). Самое открытие мощей Симеона сопровождалось исцелением глазной болезни - и над кем же? Над самим открывателем, митрополитом Игнатием. Митрополит не пошел на могилу неизвестного человека, погребенного у церкви, чтобы лично освидетельствова
В ГЛУХОТЕ или только В БОЛИ УШЕЙ.
В БОЛИ ЗУБНОЙ.
В УВЕЧЬИ или в иной БОЛИ РУК. Божией Матери, в честь иконы "Троеручицы" и прп. Иоанну Дамаскину, пресвитеру (4 декабря). Дамаскин слезно молился пред иконою Божией Матери, чтоб рука его, которая писала духовные сочинения во славу Божию и которую велел отсечь князь Дамасский по клевете на него, снова приросла к суставу. И что же? Отсеченная рука в короткие минуты сна, во время которого Дамаскин удостоился видения Божией Матери, как есть срослась. Боли совершенно прекратились. Тогда Дамаскин в чувстве благодарности к Небесной Целительнице привесил к той же иконе ее изображение (серебряной руки) и снова стал писать духовные сочинения, из которых первым был ирмос: "Твоя победительная десница!"
В БОЛИ НОГ.
В ГОРЯЧКАХ.
В ЖЕНСКОМ КРОВОТЕЧЕНИИ.
ВООБЩЕ В БОЛЕЗНЕННОМ СОСТОЯНИИ И В БОЛЕЗНЯХ.
Прп. Мартиниану (13 февраля). Мартиниан стоял на углях, когда блудница пришла к нему под видом странницы, стоял дотоле, пока не погасла в нем плотская похоть; странствовал из места в место, чтоб избегнуть соблазна женского (умер в Афинах и в церкви, напутствованный самим епископом). Прп. Виталию (22 апреля). Он занимался обращением блудниц. Святителю Евфимию Новгородскому (11 марта); в положенной ему службе находим указание на этот благодатный дар его. Прп. Марии Египетской (1 апреля).
Прп. Иоанну Многострадальном
Св. Ангелу-Хранителю своему. Очевидно, Ангела-Хранителя надобно призывать к молитве особенно пред ночным сном. Но молитвенная мысль о нем, но ограждение себя крестным знамением должны быть и ночью, если случится встать с постели или проснуться хоть на одну минуту. Блудные мечтания во сне, и особенно, прямое осквернение тела, решительно бывают действием врага-диавола в тех людях, которые не подают к ним повода (например, мясною пищею), которые уже и опасаются их. Враг сторожит. Лишь только человек снова заснет, не оградив себя с верою крестом, не помыслив о Божией помощи, враг-искуситель и пользуется этим промежуточным временем, чтобы напасть на спящего и нанести ему скверну. Так как со стороны богобоязненных людей, подвергающихся этим ночным искушениям, составляют они уже борьбу с плотскою страстью, то и молиться о помощи на сей раз нужно тем же святым, которые помогают в плотской борьбе.
Эта болезнь духа самая трудная для излечения. От мощей угодника Божия Тихона Задонского в большинстве получающих исцеление известны именно такие больные. Посему нужно обращаться в ней к св. Тихону Задонскому.
Св. Николаю; "многажды (читается ему на акафисте) по морю плавающим ... пособствуеши". Верование в помощь святителя Николая-чудотвор
ОТ МОРОЗА.
Блаженному Андрею (2 октября), Прокопию (8 июля), юродивым. Сами они переносили морозы. Например, Прокопий, не принятый нигде среди морозной ночи (когда птицы падали от мороза), уже ожидал смерти на паперти церковной, но был согрет явившимся к нему Ангелом.
И опять св. Николаю: "по земли .путешествующим ... в едином часе (т. е. скоро, в минуту) пособствуеши". Св. праведному Иосифу Обручнику. По преданию, Иосиф потерпел нападение от разбойников во время своего бегства с Божественным Младенцем в Египет.
Священномученику Власию. Пред тем, как исцелить отрока, который подавился костью, Власий молил Бота, чтобы Он даровал ему благодать подмотать и другим в подобной смертной опасности.
ОТ СКОРОПОСТИЖНОЙ СМЕРТИ.
Священномученику Харлампию, который молился пред своею смертью о том, чтоб где будут находиться его мощи, там не было бы моровой язвы. Священномученику и епископу Садоку (19 октября). И этот святитель в предсмертной своей молитве просил Бога, чтоб молящиеся от его имени получали спасение.
Св. великомученице Варваре (4 декабря). Какую благодать испрашивала себе Варвара перед смертью, примерами той самой благодати и обильна ее история. Она спасает от тяжких болезней и от внезапной смерти. Молитвенницей же о предсмертном христианском напутствии она признается издавна, притом и в других даже вероисповеданиях
Прп. Афанасию Афонскому (5 июля). Такую молитву Афанасий обыкновенно приносил каждый раз, когда в духе прозорливости предвидел исходом для больного не выздоровление, а смерть. Тогда преподобный служил всенощное бдение, и на утру больного уже не было в живых.
Священномученику Киприану и мученице Иустине. Первый сам до своего крещения был изрядным чародеем, а последняя осталась без всякого вреда от бесовских его чар.
Великомученице Анастасии узорешительнице (22 декабря). Она сама понесла домашнее заключение от своего жестокого мужа. А главное, посвятила всю себя на то, чтоб облегчать участь заключенных, приносила в темницу пищу, питье и одежду, перевязывала здесь больным раны, деньгами покупала для узников ослабу строгостей темничных, так как в то время узниками были более всего невинные страдальцы за христианскую веру.
Первомученице Фекле (24 октября). Один воин (потом он стал пустынником и святым) видел уже перед глазами своими копье неприятеля, обращенное на него, но, призвав Бога на помощь именем Феклы, вдруг избавился от неприятеля.
Праведному Симеону Богоприимцу (3 февраля). Попал в плен на войне Петр Афонский, который был и военачальником. Сначала пленник просил о помощи святителя чудотворца Николая. Но св. Николай, явясь к нему, научил его молиться еще Симеону Богоприимцу. Он помолился со слезами и был чудесно освобожден от плена Симеоном. Видно, что тому, кто сам был отпущен и кто говорил "Ныне отпущаеши раба Твоего..." дарована Божия благодать отпускать на свободу и других. Еще прп. Петру Афонскому (12 июня), потому что он долго и тяжело томился в плену.
Праведнику Иосифу (целомудренному) (7 апреля). Как известно, со входом Иосифа в дом Пентефриев явилась в доме всякая благодать (довольство во всем). Впрочем, как на новоселье, так и на основании дома молебен Иосифу только лишь присоединяется, потому что в первом случае обыкновенно служится водоосвятительны
в которых живут или сидят для торговли православные. Прп. Василию Новому (26 марта), он опрокинул бочку с вином, в котором потом оказался змий.
ПРИ ОСВЯЩЕНИИ ПЧЕЛЬНИКА.
Св. Иоанну Предтече. Как известно, Предтеча в пустыне питался диким мёдом (см. чин благословения пчел). Евангелием же на этом молебне должно быть 114 зачало от Луки.
ПРИ СЕЯНИИ, как и во время ЖАТВЫ ХЛЕБА. Апостолу Филиппу, которого Спаситель испытывал, когда хотел насытить пятью хлебами пять тысяч человек. При сеянии бросаются на ниву зерна пшеницы, освященной в церкви за всенощной какого-либо годового праздника. Евангелие следует при этом от Иоанна, гл. 6, 5-13.
Апостолам Петру, Иакову и Иоанну. В продолжение целой ночи апостолы ничего не поймали, но закинув сети по слову Спасителя, были обрадованы такой ловлей, что, и сеть прорывалась. Евангельское чтение в настоящем молебне такое: "Рече Господь к Симону..." (Лк. 5, 4-11).
Великомученику Иоанну Сочавскому (2 июня). По званию своему Сочавский был купец. Иоанну Новому, мученику (18 апреля). Торгуя в Константинополе между турками рядом с турецкими лавочками, последний успевал в своей торговле больше всех. Этим самым, кроме своей христианской веры и святости жизни, еще сильнее возбудил к себе ненависть в неверных, так что и был замучен.
Пророку Илии. Помолимся, сказано об угоднике Божием, и небо дождь даде (Иак. 5, 18). Самый праздник Илие положен в такую пору года, когда особенно застигает засуха и когда особенно бывает нужен дождь.
ПРОТИВ ПОРЧИ ПЛОДОВ И ВО ВРЕМЯ ГОЛОДА.
Священномученику Харлампию (10 февраля). Он молился пред своего кончиною, чтоб почитатели его памяти получили чрез него помощь в этих бедственных обстоятельствах.
Если скот домашний, то нужно молиться священномученику епископу Модесту (18 декабря). Модест оживил домашний отравленный скот одного человека. Если вообще скот рогатый, то священномученику Власию (11 февраля). Власий прямо просил у Бога дара себе исцелять и охранять скот. Известно также, что он перед смертию своею завещал одной вдове искать чрез него помощи для благосостояния скота. Если же скот составляют одни кони, то мученикам Флору и Лавру (18 августа). Повсеместная церковная практика служит основанием для молебствий этим мученикам в настоящем случае.
Мученику Иоанну Воину (30 июля). Иоанн умер в глубокой старости и мирно, но мучения за Христа он перенес раньше. Воин-мученик известен тем, что изобличал в краже воров. Евангелием на молебне о потерях будут от Луки гл. 15, ст. 8-9.
Св. Иоанну Предтече с пением тропаря и Евангельским чтением усекновению главы его. Один взгляд на страдальческую главу Крестителя располагает нас искать у него помощи против этой боли:
Может быть отслужен молебен вообще "о недужном" по книге "молебных пений", с переменою Евангельского чтения. Чтением же Евангелия в таком случае будут от Марка седьмой главы стихи 32-37.
Антипе священномученику
В БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛУДКА, равно как и В ГРЫЖЕ.
Артемию великомученику (20 октября). Артемий был придавлен от мучителей огромным камнем, так что у него вытеснились внутренности. Затем большая часть его чудесных исцелений была страдающим болями а желудке.
И опять Симеону Верхотурскому (12 сентября). Симеон помотает в этой болезни столько же, как и в глазной. И сам он не мог не чувствовать изнеможения в своих ногах, потому что пеший с огромною околицею совершил свой путь из России в Сибирь (по случаю смутных дел в великороссийских городах).
Апостолу Петру, у которого Спаситель исцелил тещу, лежащую в горячке. Евангельским чтением при этом может быть 26 зачало от Мф. до ст. 18.
В ГРУДНОЙ.
Св. Димитрию Ростовскому (21 сентября). Димитрий сам изнемогал от этой болезни и, наконец, умер от нее.
В БОЛЕЗНЯХ МЛАДЕНЦЕВ.
Святителю Иулиану. (13 июля). Он исцелял и даже воскрешал детей. Отсюда идет древнее предание молиться ему о детях.
Прп. Ипатию. В жизни своей помогал многим своею благодатною силою в этой болезни.
В РАССЛАБЛЕНИИ ТЕЛА С БЕССОННИЦЕЙ, ПОТЕРЕЙ АППЕТИТА и ЛИШЕНИЕМ КАКИХ-ЛИБО ЧЛЕНОВ.
Прп. Александру Свирскому. Александр Свирский столько был свят и чист душою, что удостоился видения пресвятой Троицы, явившейся ему, как и Аврааму, в виде трех мужей. Из 23 чудес его почти половина относится к исцелению расслабленных.
Спиридону, епископу Тримифунтскому (12 декабря) (был пастух и женатый), прославился при жизни даром исцелять больных. Прп. Пимену Многоболезненном
В ОСПЕ. Мученику Конону.