Слово в Неделю о блудном сыне.
Слово в Неделю о блудном сыне.
И шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на
села своя пасти свиния. И желаше насытити чрево свое от рожец,
яже ядаху свиния: и никтоже даяше ему
(Лк. 15, 15-16).
Вот до чего дошел, наконец, младший блудный сын, упоминаемый в евангельской притче, не
захотевший, по непонятному своенравию, оставаться в доме отца своего, у которого, как он сам
потом сознался, даже наемником избывают хлебы (Лк. 15, 17) . Вместо родного, истинно дружеского
сообщества со старшим, умным и благонравным братом своим, теперь он прилепляется к одному
бесчеловечному жителю той несчастной стороны, в которую удалился от отца своего, и в которой
расточил имение свое, живя блудно. Жестокий житель посылает его на села своя пасти свиния (Лк.
15, 15). Вместо совершенного довольствия и изобилия, какое находил прежде в отеческом доме, он
вдруг теперь терпит крайнюю и позорную бедность – плод распутной жизни, так что желает
насытити чрево свое от рожец, или желудями, яже ядяху свиния (Лк. 15, 16). Так бедственно было,
братия, для блудного сына удаление из дома родительского, с доставшимся по разделу имением, на
страну далекую и чуждую!
Нужно ли говорить, что упоминаемый в святом Евангелии блудный сын изображает нас грешных?
Точно, наши способности: ум, воля и сердце, наше тело с его здоровьем, с его премудрым,
прекрасным устройством; наши звания, в какие кто призван, наше богатство, все наше
благосостояние, даже клочок земли, на котором мы живем – все это доставшееся нам по разделу
имение Отца небесного, Который единственно по Своей благости, не заслуженно с нашей стороны,
выделил каждому из нас часть благ из Своей богатой сокровищницы и дал нам волю идти на все
четыре стороны. Редко кто из нас остается со своим имением под отеческою кровлею; многие,
взявши свою часть, как бы уходят от всеблагого Отца на сторону далече – в мир грешный и живут
там распутно в плену страстей, пока, наконец, жестокость и явная гибельность их, не убедят их7
вернуться к Отцу своему. Да, наши страсти, наши грехи – сущие тираны для нас. Побеседуем об
этом. Господь Бог наш есть существо всесовершеннейшее, так что до полного представления Его
совершенств мысль наша и возвыситься никогда же может. Так как Он всесовершен, то потому
самому Он вседоволен и всеблажен. Всесовершенный и вечно блаженный Бог создал и нас не с тем,
чтобы нас кто-нибудь мучил и тиранил, а с тем, чтобы нам было вечно хорошо, чтобы мы вечно
блаженствовали; но, как блаженствовать может только тот, кто старается быть совершенным и
святым, подобно Богу, то Творец и одарил нас свободною волею и заповедал нам быть святыми, как
Он свят. Святи будите, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш. (Лев 19, 2; 1 Петр. 1, 16) Старайся
подражать Ему в святости своим умом, волею и чувством; познавай Его совершенства, люби Его и в
Нем всех людей, делай дела Божии: и ты будешь свят, и ты будешь блажен. Если не будешь стараться
знать Его, любить Его и делать то, что Он заповедал: ты будешь несчастным грешником, всегдашним
пленником, мучеником страстей; потому что блаженство в Боге и от Бога; вне Его не может быть
блаженства: там только тираническое владычество страстей. Что, кажется, за труд человеку знать и
любить Бога от всей души и от всего сердца своего! Пусть бы душа его была для Бога какое-нибудь
чуждое творение, а то она – Его творение, дыхание уст Его, образ Его; как же не полюбить ей своего
Творца, своего Благодетеля присного и вечного всецело, нераздельно! Наше тело – дело Его
премудрого ума, Его зиждительных рук, наше звание, богатство, все, что у нас есть, кроме греха, –
Его собственность; как не знать и не любить от всей души такого Благодетеля, Который дает нам
живот и дыхание и вся; Которым мы живем, движемся и существуем (Деян 17, 25 и 28). Как не
любить вместе с Ним, как собратьев, как чад одного и того же Отца, ближних наших! Надобно бы,
кажется, по справедливости удивляться, как мы знаем и любим что-нибудь другое, кроме Его! Как мы
можем удаляться от Него – Источника живота и блаженства, как можем враждовать против закона и
уставов Его, делать что-нибудь неугодное Ему! Однако же мы любим многое другое, кроме Его,
делаем не то, что Ему угодно и удаляемся от Него. За то посмотрите, что с нами делается, на кого мы
иногда походим.
Вот дерзкий вольнодумец, который говорит не в сердце, а уже вслух провозглашает: несть Бог
(Пс. 13, 1) , или: несть Богочеловек Искупитель; нет Церкви и даров небесных, преподаваемых в
таинствах для нашей духовной жизни, совершенства и спасения! Что же? Ты отвергнул все духовное,
священное и небесное? Так ты плоть, земля, в тебе нет души, тебе не знать неба, ад твой вечный удел.
Где твоя душа, скажи мне? Всякая душа от Бога и знает Его, стремится к Нему, а для твоей души нет
Бога, она не знает Его; легче же говорить, что нет твоей души, чем Бога, Творца всего
существующего. О, я вижу, как жалко в тебе то, что ты называешь своею душою. В неведомой дали
от Отца духов и всякой плоти, она томится, бедная, в области плоти, мрака и погибели невыразимою
тоскою по какой-то потере, о чем-то родном; какую пустоту и мрак чувствует она в себе, каким
безотрадным находит она свое положение! Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и
не находить им удовлетворения – какое мучение для души! Видеть, как другие прибегают в храмы
Божии с усердными молитвами к Богу, как получают оттуда дары небесной благодати, и в тоже время
чувствовать в себе борьбу гордого разума, не покоряющегося святой истине, с природными
стремлениями своей души – как это убийственно для души. Воротись домой блудный сын: куда ты
зашел? Зачем ты расточаешь имение Отца твоего небесного вдали от Него, живя блудно? Твой ум –
не твой: он – дар Божий; зачем ты его употребляешь во зло? Тебя Бог одарил им с тем, чтобы ты
познавал Его и старался уподобляться Ему; а между тем ты делаешь из него пагубное средство –
подальше уйти от Него, забыть и не знать Его. Воротись к Отцу твоему, несчастный; далеко зашел
ты; в этой дали нет ничего, кроме вечной смерти.
Вот честолюбец, для которого земные почести – цель жизни. Вместо того чтобы стремиться к
вечной почести горнего звания во Христе Иисусе, он истощает все усилия добиться, сколь можно
больше чести от людей. Но на пути к своей цели он встречает множество соперников, которые
восхищают достоинства, принадлежащие, по его мнению, ему! Какая досада, как тяжело не получать
того, чего так усердно домогаешься, и что иногда почитаешь уже своим! Сколько ночей проводить
иногда честолюбец в бессоннице! Воротись и ты, разве ты не замечаешь, что идешь на страну далече;
все дальше и дальше от Отца твоего небесного. Любовь мира сего, любовь к его почестям и
отличиям, вражда на Бога есть (Иак. 4, 4). Зачем тебе хочется быть выше других? Разве не знаешь,
что слава человеча яко цвет травный: изсше трава, и цвет ея отпаде (1 Петр. 1, 24; Ис 40, 6), что
нам предоставлена вечная слава на небе со Христом? Тебе дано сердце, в котором, между прочим, 8
горит любовь к доброй славе, – не с тем, чтобы ты вечно домогался скоропреходящих почестей, а
чтобы ты любил духовное восхождение от славы в славу, отвращаясь всячески греха, как самого
сильного препятствия к твоему духовному совершенству. Воротись же в дом Отца своего, брось
мелкое честолюбие.
Вот сребролюбец, в руки которого перешло уже множество светлых земляных блесток и который
хочет скопить их, как можно больше. Серебро и золото – это его идол. И он удалился от Бога на
страну далече; утомительные заботы о приобретении и сбережении своего сокровища днем и ночью
преследуют его; он слышит иногда слово Божие, но мысль о богатстве подавляет оное; о Боге, о
своей душе, о ее загробной судьбе, ему некогда подумать: и он живет блудно. Сколько и каких
средств не употребляет он иногда для того, чтобы красивой, блестящей земли набрать себе столько,
сколько могут вместить его неограниченные желания! Куда тебе, для чего тебе так много серебра и
золота? На черный день, для обеспечения твоего семейства? Но в жизни истинного христианина не
должно быть черных дней, то есть дней несчастных, по понятиям мирским, разве уже назвать
черными те дни, когда мы сильно согрешим и прогневаем всеблагого Владыку нашей жизни. Мы
живем в царстве любящего и попечительного Отца нашего, вечного Ходатая Сына Божия и
Утешителя Святого Духа – Бога нашего, Троицы Единосущной. Какие же черные дни в таком
царстве? Для обеспечения семейства? Хорошо. Но для семейства надобно не в пример меньше того,
чем ты собрал. И ты хочешь совершенно один обеспечить свое семейство на будущее время! Что же
ты Богу не предоставляешь устроить в будущем благо твоих детей, предоставляя их почти
исключительно бездушному металлу? А если блестящий металл попадется в руки расточительных и
распутных детей, если он испортит их? Тогда тебе двойная беда: оттого, что, собравши, не употребил
как должно своего богатства, и оттого, что погубил своих детей. Воротись и ты в дом Отца своего.
Тебе кажется, что ты приращаешь имение, доставшееся тебе от Отца небесного: нет, ты расточаешь
его, живя блудно. Приращать имение – значит умножать его посредством употребления, сообразного
с намерением Божиим. Как? умножать посредством употребления? Когда употребляешь, тогда не
умножаешь, а расточаешь, говоришь ты. В мире это действительно бывает так, а у Бога не так. Но ты
не употребляешь его как должно, следовательно, расточаешь, непременно расточаешь волею или
неволею, иногда, может быть, незаметно для себя самого. Воротись же и ты в дом Отца небесного;
узнай здесь, что всякое земное богатство есть Его имение, что мы приставники и раздаятели этого
имения; убедись, что, уделив по возможности из своего богатства нищим, мы его не расточаем, а
приобретаем.
Но вот и раб неги и сладострастия. Сей же что? Думает ли он воротиться к Отцу небесному? Или
еще мучения души и телесные страдания у него не достигли своего последнего предела? Но зачем
ждать того времени, когда уже и душа совершенно расслабеет от стыдных дел, сладострастия, и тело
изнеможет от постоянных, убивающих его напряжений. Забыл ты, любезный собрат, что душа и тело
не твои, а Божии: потому что, принадлежа Богу всецело, как дело рук Его, мы, кроме того, искуплены
от грехов ценою крови Сына Божия; забыл, что мы должны прославлять Бога в телесех наших и
душах наших, яже суть Божия. (1 Кор. 6, 20) Далеко ушел ты от Бога; в Церковь редко ты заходишь,
стыдно тебе являться со своими нечистотами пред Всесвятаго Бога. Очистись и воротись к Отцу
небесному: худо тебе на стране далекой у жестокого хозяина твоей позорной страсти. Поди ко Мне,
говорит тебе Отец небесный и Сын Его возлюбленный: у Меня хорошо. Приидите ко Мне вси
труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (Мф. 11,
28 и 30). Верно тебе твоя страсть не дает ничего в пищу, кроме рожец, яже ядят свиния; твое
удовольствие болезненное, мнимое, поди ко Мне: у Меня всего довольно, у Меня и наемником
избывают хлебы (Лк. 15, 16 и 17). А вот и жалкая жертва ненасытного чрева, человек, от чрезмерной
любви к разгорячающим питиям и вкусным яствам, употребляемым в излишестве, вечно больной и
душою и телом. Поди и ты. Отец небесный давно ищет тебя. Он не хочет, чтобы ты погиб
безвозвратно, но спасся, истрезвился и стал вместо человека плотского, богопротивного, человеком
духовным, богоугодным. Возненавидь служение чреву, полюби златую умеренность, будь духовен и
не расточай имения Отца своего небесного, твоих сил душевных и телесных, живя распутно. Да
послужит для тебя побуждением к возвращению в объятия Отца небесного Его бесконечная благость.
Посмотри на себя: ты почти только ешь и пьешь, постоянно утопаешь в удовольствиях
чувственности; а Отец небесный все терпит тебя на земле Своей; все солнце Свое сияет на тебя; все
не отнимает еще у тебя совершенно твоих благ. Как бесплодную смоковницу давно бы тебя надобно9
было срубить и бросить в огонь; между тем ты все еще стоишь. Воротись: и святая Церковь ждет
тебя. Ты давно забыл ее, мать свою. А между тем она болит о тебе, как о чаде своем, заботясь о том,
как бы тебя спасти непокорного. Всех Господь призывает ныне голосом Своей святой Церкви в
объятия Своей отеческой любви, всех хочет спасти. Вот скоро настанут дни поста и покаяния; все
поспешим очиститься от своих грехов и страстей, чтобы стать людьми новыми и духовными. Почти
все мы живем блудно в стране далекой – на земле грешной, забывая вовсе о вожделенном и истинном
нашем отечестве на небе. О, вера святая! Приди на помощь нам заблудшим, скажи, что несомненно
есть для нас другая жизнь по ту сторону гроба, жизнь бесконечная, блаженная или мучительная –
смотря потому, кто как живет здесь; так ли, как верный сын Отца небесного – в постоянном общении
с Богом, в чистоте, святости и любви, или как блудный сын вдали от Бога, в похотях и нечистоте?
Скажи, что плоть и кровь царствия Божия наследити не могут. (1 Кор. 15, 50) Братия, помышляйте
себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе, Господе нашем. Да не царствует
убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его: ниже представляйте уды
вашя оружия неправды греху: но представляйте себя Богови яко от мертвых живых, и уды вашя
оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию. Не
весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание, раби есте, егоже послушаете, или
греха в смерть, или послушания в правду (Рим. 6, 11-14). Отложим убо дела темная, и облечемся во
оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и
студодеянии, не рвением и завистию: но облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти
угодия не творите в похоти (Рим. 13, 12-14). Аминь.
Слово в Неделю о блудном сыне.
Отче, согреших на небо и пред тобою
(Лк. 15,18).
Возлюбленные братия, кто из нас не работал и не работает греху каждый день волей или неволей,
сознательно или несознательно, в разуме или в неразумии? Кто не прогневлял Господа, бесконечную
Правду и Любовь? Кто не уязвлялся о лезвие греха и не испытывал остроты и резкости греха,
тяжелого смущения совести, скорби и тесноты, этих обычных спутников греха? Все мы, от мала до
велика, грешны перед Богом и по сему подлежим наказанию и отлучению от Бога, и если бы Господь,
по своей бесконечной любви и милосердию к падшему человеку, не дал ему покаяния и оставления
грехов ради крестной жертвы Сына Своего Единородного, – то все люди низошли бы во ад, в место
вечных мучений. Но, слава всеблагому и премудрому Богу, давшему покаяние грешникам – в живот
вечный. Бесчисленное множество грешников омылись слезами покаяния, оправдались и освятились
пречистою кровью Агнца Божия Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи наши и понесшего за них
все наказания, нам уготованные, – и радуются теперь с Ангелами в селениях святых. Все вы, здесь
предстоящие, подобные мне грешники, дорожите ли этим бесценным даром Господа, даром
покаяния? Воздыхаете ли, подобно мытарю, плачете ли, подобно блуднице, омываете ли ложе свое
слезами, как Давид праотец, возвращаетесь ли к Отцу небесному с искренним, глубоким раскаянием,
подобно блудному сыну, о котором вы слышали в ныне чтенном Евангелии?
Грешникам нет другого пути к жизни и к снисканию вновь благодати и милости Отца небесного,
кроме пути искреннего, неложного покаяния, с плодами покаяния. И святая Церковь, носительница и
истолковательница Духа Христова, Его бесконечной любви и милосердия, всех нас возбуждает к
покаянию всякий день, а в нынешние дни, по случаю приближения великих дней поста и покаяния,
возбуждает особенно, установив читать в нынешний воскресный день трогательную притчу
Спасителя о блудном сыне и петь умилительные покаянные песнопения. Как добрые чада отзовемся
все на нежный, любвеобильный голос святой матери – Церкви; проснемся от сна греховного, яко во
дни, благообразно да ходим (Рим. 13, 13); оставим плоти сладострастие; попечемся о душе
бессмертной; станем делать дела Божии: и тогда насладимся покоем душевным и утешениями чистой
совести. О, сколь милостивого и скоропослушного имеем мы Отца, Владыку и Судию – Бога! Он
тотчас спешит с богатою милостью ко всякому искренно кающемуся грешнику, избавляет его от бед,
скорбей и напастей, постигающих его за грехи, дает мир и широту сердцу, обращает печаль в10
радость. Это испытал на себе всякий истинно кающийся грешник; это показывает и читанное сегодня
Евангелие о блудном, раскаявшемся сыне.
Лишь только твердо решился он вернуться с раскаянием в отеческий дом, и пошел, – увидел его
отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил
против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим:
принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и сапоги на ноги. И приведите
откормленного теленка, и заколите. Станем есть и веселиться: ибо сей сын мой был мертв, и ожил,
пропадал, и нашелся. И начали веселиться. (Лк. 15, 17-32) Трогательная картина отеческой любви, с
одной стороны, и искреннего покаяния – с другой. Это – притча, в которой представлены отец,
человек, хотя и благой и милостивый, и – сын распутный, раскаявшийся. Но вникните в глубокий,
внутренний смысл этой притчи; представьте вместо обыкновенного отца – Бога, общего Отца
человеков, и Его беспредельную любовь к погибающему в грехах миру. Какую трапезу уготовил Он
для грешников, которых Он усыновил Себе через веру и крещение? Не тельца заклал Он, а Своего
Единородного Сына предал на заклание вольное; не плоть тельца приготовил для пиршества, а плоть
и кровь Сына Своего дал и подает нам в пищу и питье, во оставление грехов и в жизнь вечную. Вот
духовное, животворное, спасительное, чудесное пиршество веры и спасения! Вот отеческая
безмерная любовь к нам грешным! Чувствуешь ли, грешник, эту любовь? Отвечаешь ли на любовь –
любовью? Каешься ли искренно в беззакониях своих, чтобы и тебе удостоиться такого же духовного
пиршества во спасение твое, и насладиться любовью Отца небесного, Сына Его Единородного и
Духа Святого Утешителя. А без покаяния не будет это таинство во спасение. А что такое одежда
первая, перстень на руку и сапоги на ноги? Одежда первая, в которую отец облек блудного сына
своего, означает одежду правды, в которую облекает нас Иисус Христос, или это – Сам Христос, по
написанному: во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Это значит, что мы
должны жить во всякой правде и истине. Что такое перстень на руку? Это обручение Духа Святого,
данного в сердца верующих. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3,
16). А храму Божию подобает святиться во все дни: будем жить свято. Сапоги на ноги – это благодать
ступать прямо по пути Христовых заповедей: стопы моя направи, сказано, по словеси твоему, и да не
обладает мною всякое беззаконие (Пс. 118, 133) , ибо без благодатного обувания, мы не можем ходить
прямыми путями заповедей Божиих. Обратитеся кийждо от пути своего злаго, и от злейших
умышлений ваших (Иер. 25, 5; 18, 11), говорит слово Божие. И так в обуви духовной, в ревности
духовной поспешим к Богу, отложив сон греховный, леность и нерадение. Вот скоро наступит
великий пост – время говения, исповедания грехов и причащения святых, животворящих Тайн:
очистим же постом, молитвою и искренним покаянием души и телеса наши и приготовим себя в храм
Господу, хотящему вселиться и жить в нас. Посмотрите, как желающие встретить царя, или
высокопоставленную особу, приготовляют все ко встрече его. Они ровняют и очищают все дороги, по
которым он должен ехать, украшают дома разноцветными флагами, или разноцветными огнями и
показывают всевозможные знаки усердия и радости, стараются все увидеть его и наглядеться на пего,
а если бы кому посчастливилось принять царя в дом свой, то такой человек был бы вне себя от
восторга. Если желающие встретить царя земного, подобного себе человека, так приготовляются, так
встречают и принимают его, то мы с вами, готовящееся встретить небесного Царя, Творца и Бога, с
каким тщанием и усердием должны приготовляться для принят Его? Ибо чем бесконечно выше Царь
небесный земного, чем бесконечно праведнее Царь небесный царя земного, тем большее и
тщательнейшее должно быть приготовление, и тем более отличное от приготовления к встрече
земного царя. Ибо небесному Царю нужны чистые, украшенные добродетелями, души и телеса
наши, а не великолепно украшенные дома, не разноцветные флаги, а разнообразие добродетелей, по
способности и состоянию каждого, не ярко горящие огни, а ярко горящие верою и любовью души
наши. Такую встречу и приготовим все мы Царю небесному, да сподобимся в радости принять Его в
душевные дома свои, в сердца наши. Аминь.